СЕНСЕЙ ЯСУНАРИ КИТАУРА: АЙКИДО – ЭТО ДИЛЕММА
- Aikido Aikikai
- 27 окт. 2018 г.
- 7 мин. чтения

Тагиров Владимир. Ленинградец. Инструктор Айкидо центрального клуба «Ленкай». Член координационного Совета Президиума Федерации Айкидо СССР. В декабре 1990 года побывал на Айкидо-семинаре в г. Мадриде. Семинаром руководил известный мастер Айкидо Ясунари Китаура (7 дан) – официальный представитель Международной Федерации Айкидо в Испании.
Владимир, каким образом вам удалость попасть на семинар в Испанию?
Я приехал в Мадрид по частному приглашению одного из учеников мастера, журналиста Модесто Гонсалеса Лукаса (2 дан Айкидо) с которым я познакомился в Ленинграде. Конечно, я сделал все возможное, чтобы приурочить свою поездку к декабрьскому семинару Сенсея Ясунари Китауры.
В октябре 1990 года была создана Федерация Айкидо СССР со штаб-квартирой в Ленинграде. Какое участие принимала Федерация в вашей поездке?
Я уже сказал, что поездка была частная. Федерация еще не была зарегистрирована, не имела средств и не приступила к активной деятельности по налаживанию международных контактов. Все, что я имел, - это мало денег, много желания и рекомендательное письмо от Президента Федерации Айкидо в СССР Сергея Киселева. Однако, мы не зря собрались на учредительную конференцию в октябре 1990 года, я убедился в искренности нашего желания помогать друг другу. Когда обнаружилось, что мое приглашение оформлено неправильно и потребовалось срочно по факсу получить подтверждение из Испании, в дело включился другой член Координационного Совета Вячеслав Матвеев (Москва) и я очень благодарен ему за помощь в получении въездной визы.
Семинар был платный?
Да, конечно. Причем плата за экзамен отдельная (150-200 долларов). Эти деньги отправляются в центральную организацию Айкикай в Токио и затрачиваются на оформление аттестатов и паспортов.
Вы сказали, что у вас было мало денег. Как вы решили эту проблему?
У меня было столько валюты, сколько меняют советскому человеку, отправляющемуся в частную поездку за границу, т.е. около 300 долларов. Если самому оплачивать жилье, еду, транспорт, этого не хватит и на 3 дня (номер в гостинице среднего класса около 70 долларов, обед в ресторане среднего класса 20 долларов). Я прожил в Мадриде более двух недель только благодаря моим гостеприимным хозяевам, взявшим меня на «полный пансион».
Расскажите подробнее о самом Мастере.
Сенсей Ясунари Китаура воспитанник семьи Уешиба. Более десяти лет он был непосредственным учеником О’сенсея, создателя Айкидо профессора Морихея Уешиба. Айкидо не является его основной профессией. Ясунари Китаура – искусствовед, изучающий западно-европейскую культуру, преподаватель Мадридского университета. Специализируется на изучении творчества великого испанского живописца Эль Греко. Автор многочисленных статей и монографий.
Интересное и непривычное сочетание восточного военного искусства и западной культуры…
Да, Сенсей Китаура очень неоднозначный человек. Он говорит, что Айкидо это его Любовь. Мастерство Сенсея Китауры, его регулярная практика и огромная деятельность по развитию и распространению Айкидо подтверждают справедливость этих слов. В то же время он утверждает, что влюблен в западную культуру. И опять же его повседневная, напряженная научная работа и ее результаты говорят в пользу этого утверждения. Возможно, сама жизнь Мастера Китауры есть определенное решение драматической проблемы «Восток-Запад».
Что вы имеете в виду?
Сенсей Китаура родился и вырос в Японии. Там его корни, его родственники. Уже двадцать лет он живет в Испании. Его жена Мария, испанка по происхождению, восторженная почитательница русской литературы. Их четырнадцатилетний сын Шу учится в немецкой школе, занимается Айкидо и играет в футбол. Сложная, причудливая смесь языков, обычаев, культур в одной семье. Все это и многое другое, что мне неизвестно, наверняка порождает непростые проблемы, которые решает в своей жизни этот талантливый человек.
Как отнесся Мастер к айкидоке из России? Как оценил уровень вашей подготовки?
Мастер отнесся ко мне более чем благожелательно. После окончания семинара он пригласил меня в свое додзе, где я тренировался еще две недели.
Помогло рекомендательное письмо?
Возможно. Хотя «почтение к мандатам» больше свойственно нашему обществу. Конечно, я представлял Федерацию Айкидо СССР, но что это за организация, никто в мире еще не знал. У меня сложилось мнение, что Мастера прежде всего интересовало, что представляю из себя я сам. Я это понял по его пристальному вниманию ко мне во время семинара, по тому, как, заканчивая какое-либо техническое действие в заполненном зале, я встречался с его изучающим взглядом, и по тем неожиданным вопросам, с которыми он внезапно обращался ко мне. После окончания семинара, во время банкета, состоялась наша первая беседа и Мастер пригласил меня продолжить тренировки в его додзе. Только позже, когда я имел возможность увидеть, как мгновенно и жестко выражает Мастер Китаура свое отношение к тому, что ему не нравится, я оценил это приглашение в должной мере и понял, почему ученики Мастера подошли поздравить меня. Затем были две незабываемые недели работы в небольшом додзе Сенсея Китауры. Тут я получил такую дозу внимания, на которую совсем не рассчитывал. Мне было даже неудобно перед учениками, так как несколько первых тренировок были посвящены исключительно ответам на мои вопросы. Но тут не было моей вины. Несмотря на распиравшие меня вопросы, я не посмел бы быть таким назойливым. Это была инициатива Мастера. Ответив на очередной вопрос, он каждый раз, обращаясь ко мне, требовательно произносил: «Еще вопросы!» Сенсей Китаура как бы создал мне на время «режим наибольшего благоприятствования» как приехавшему издалека, и все в додзе относились к этому с пониманием. В один из дней мастер сказал: «Все!» Началась обычная работа и я был включен в нее. На время я стал одним из учеников Сенсея Китауры и был счастлив.
Что дал вам семинар и работа под руководством Ясунари Китаура?
Очень многое. Прежде всего, я доволен, что выполнил свою миссию. Я уже говорил, что несмотря на частный характер поездки, у меня было письмо от президента Федерации Айкидо СССР. В нем содержалась просьба об оказании помощи развитию Айкидо в СССР в целом и в Ленинграде в частности. Перед моим отъездом из Мадрида Сенсей Китаура пригласил меня к себе домой и сообщил, что согласен оказывать нам посильную помощь. Это очень важно для всех, кто изучает Айкидо, ориентируясь на стиль Международной Федерации Айкидо. Так что свою основную задачу – предварительные переговоры о налаживании контакта с ведущим мастером Айкидо я выполнил. Кроме того, я значительно продвинулся в том, к чему стремился – в более глубоком понимании и освоении базовой техники классического Айкидо. Сенсей Китаура в первый день моего появления в додзе задал мне вопрос: «Что заставило вас отправиться так далеко, ведь есть мастера в Европе и поближе к вам? Что вы ищете?» Я ответил, что до сих пор мы получали сведения об Айкидо из «3 и 4-х рук», что хотел бы получить совет у непосредственного ученика О’сенсея и что я ищу базовые основы принципов Айкидо. «Хорошо», - сказал Мастер и началась работа. Именно за помощь в поисках основ техники Айкидо я благодарен Сенсею Ясунари Китаура. И, наконец, в беседах с Мастером я поделился своим пониманием Айкидо, его общественного значения в современном мире. Рассказал о тех социальных программах, которые мы намерены осуществить. Для меня было важно узнать, что Сенсей Китаура разделяет мои взгляды и разделяет наши планы.
Что это за социальные программы?
Это отдельный большой разговор. Вкратце можно сказать следующее. К Айкидо сейчас приковано внимание не только тренеров и занимающихся, но и педагогов, психологов, врачей. Проводятся эксперименты в школах, клиниках, институтах США, Франции, Польши и других стран. Айкидо – это не только военная система, прикладные разделы которой изучаются полицией и спецвойсками многих стран. Айкидо – это цельная философско-этическая система. Техника Айкидо становится эффективной только при неукоснительно соблюдении философских принципов, положенных в ее основу. Сознательное освоение движений Айкидо в соответствии с этими принципами преобразует не только тело, но и внутренний мир Человека. Поэтому педагоги рассматривают Айкидо, как систему воспитания гармоничной личности, врачи – как систему гармонических движений, оказывающих сильное оздоровительное воздействие на организм, психологи – как систему снижающую уровень агрессивности человека и общества, и так далее…
Я возглавляю в Координационном Совете Президиума Федерации Айкидо СССР отдел «Социальных программ и агитации Айкидо». Учредительная конференция образовала этот отдел, так как считала, что добиться общественной поддержки и спонсорской помощи в развитии Айкидо можно только, осуществляя общественно значимые социальные программы. В настоящее время я со своими единомышленниками работаю над осуществлением одной из таких программ «Айкидо и Школа развития личности». Первая часть этой фразы выражается в создании клуба, где инструктора будут работать по единой методике. В нашем случае это создание клуба Айкикай в Ленинграде. Инструкторская группа этого клуба по договору с одной из школ Ленинграда получает для своей работы специализированный спортивный зал. Одним из направлений этой школы является восточное, а именно углубленное изучение японской культуры. Клуб должен будет обеспечить методическую и практическую работу по преподаванию Айкидо в школе. Кроме того, в содержание второй части фразы предполагается включить преподавание японского языка, японской культуры, игры «ГО» и др. предметов.
Это очень интересно. Желаю вам удачи в осуществлении ваших планов.
Спасибо. Удача нам не помешает.
Подводя итог нашей беседе, ответьте на последний вопрос. Было ли что-нибудь в работе с Мастером, совершенно новое для вас, что поразило?
То, что меня поразило? Меня поразил прежде всего сам Сенсей Ясунари Китаура. Он говорит, что Айкидо – это дилемма. Первый иероглиф «Ай» означает гармонию, сонастроенность, слияние. Технический арсенал Айкидо начинает работать только тогда, когда айкидока научается чувствовать другого человека, составлять с ним единую вращательную систему, совершающую гармоническое движение. Гармоничным может быть только естественное, «природное» движение. Отсюда требование естественности, стремление к слиянию с природой и т.д.
Второй иероглиф «Ки» - это энергия, «то, из чего состоит все» и т.д. В применении к военному искусству – это энергия воина. Это луч, меч, выстрел точно направленный в цель. Воин должен стремиться развивать как можно более мощное «Ки» и научиться направлять его в нужном направлении.
Соединение «Ай» и «Ки» - это парадокс, дилемма.
Как известно, истина не бывает однобока и всегда лежит в плоскости парадокса. Добраться до истины сложно, легче скатиться на однобокий путь. Однако, практика только «Ай» приводит к отрыву от реальности, выхолащивает содержание Айкидо как военного искусства. Акцент только на «Ки» искажает великие философские принципы Айкидо, огрубляет его подлинную технику, снижает эффективность этой техники. Истина лежит только в соединении «Ай» и «Ки». Причем нельзя пройти чужим путем. Для каждого этот путь будет свой и в результате свое Айкидо. Но человек, который нашел свою дорогу и далеко ушел по ней вперед, может стать источником света для других ищущих. Он «освещает» местность вокруг, и ищущий видит в этом свете свою тропу. Он расставляет ориентиры, и идущие вслед избегают опасностей. Вот таким источником света стал для меня Мастер Ясунари Китаура. Плохое знание английского языка не давало мне возможности вникнуть во все тонкости словесных объяснений Мастера, но когда он выходил на татами,слова уже были не нужны, и я видел, как каждый раз заново и всегда неожиданно решается великая дилемма. Я видел прекрасные, гармоничные движения, видел красивое человеческое тело, принимающее эстетичные позы, и в то же время ощущал непоколебимость этих поз и грозную мощь этих движений. Грозную для любого агрессора.
Интервью для газеты Наш Дом (1991)
Comentarios